Главная » "Follow Me" Интервью » «Follow Me» певица Варвара

«Follow Me» певица Варвара

Сегодня в гостях у нашего портала певица, Заслуженная артистка России – Варвара. В своем творчестве она тесно переплетает этно, фольк, и современную музыку.

Варвара, расскажите о своей Follow Me истории — пути к успеху

Мой путь был, пожалуй, сложнее чем у других артистов в силу моего музыкального стиля. Меня всегда преследовало понятие «не формат». И это я знала еще 20 лет назад, когда начинала. Но вера и любовь в то, что ты делаешь, творит чудеса и разрушает любые преграды. Мы всегда находили выходы и шли вперед. Например, записывали песни в более популярном стиле, которые крутились на радио. При этом я не предавала свою музыку – эти песни тоже были «моими». И до сих пор я их с удовольствием пою, и зрители их очень любят. Но все же мой основной стиль — другой, и люди приходили на концерты чтобы послушать другую музыку. Именно зрители придавали и придают мне уверенности, и я понимаю, что все делаю правильно. Мой творческий путь — сложный, но невероятно интереснейший. Я считаю, что трудности закаляют. Без них нельзя. Это проверка на прочность.

Как же все-таки правильно охарактеризовать ваш музыкальный стиль?

Это этно-музыка. У многих сразу возникает ассоциация с фольком. И это частично верно. Но проблема в том, что под фольком у нас воспринимают исключительно лубочную музыку. Я же пою не чистый фольк, а скорее фьюжн. В моих композициях есть элементы этники – это история, традиции и музыка разных народов, фэнтэзи, сказки, загадки. Я много путешествую по разным странам, нашу страну всю изъездила. Много читаю. Моя музыка – это совокупность чтения, фильмов, путешествий, знания истории. Каждую нотку, каждое слово я проношу через себя. Я знакома со многими малыми народами нашей страны, знаю хорошо нашу историю, много видела и читала об истории других стран. И все эти отголоски культур я впитываю в себя и потом показываю зрителю. Также у мня есть андеграундные песни, песни аутентичного плана, песни на разных языках.

Я с детства любила историю и сказки, часто пересматривала фильмы про Марью-искусницу, перечитывала сказки народов мира. Проводила много времени с дедушкой, и мы с ним играли на аккордеоне и фортепиано, пели песни, учили стихи. Именно благодаря ему я пошла в музыкальную школу. После окончания Гнесинки работала в эстрадном стиле, в частности, на бэк-вокале у Льва Валерьяновича Лещенко. Он мне и посоветовал попробовать себя в этом стиле, этно. И я рискнула.

Мой музыкальный стиль дает мне возможность постоянно совершенствоваться, расти, узнавать что-то новое. Его нужно хорошо чувствовать, чтобы не переборщить, грамотно подать песню. Наверное, поэтому в нем практически никто не работает. Моя музыка – это постоянные приключения, неожиданности, невероятные эмоции, поиски. Большинство песен, которые я пою, нельзя написать современным авторам, их не купишь, их не найдешь в интернете. Я нахожу их по крупицам в самых далеких уголках страны, до которых порой добраться очень сложно. Потом идет долгий период обдумывания, как подать песню, долгий период записи, работой над аранжировкой. Мой процесс «создания» песни очень отличается от того, как обычно записывают композиции другие артисты.

Чем он отличается?

Обычно артист либо пишет песню сам, либо покупает у автора. У меня есть песни, написанные современными авторами, но большая часть моего репертуара – редкие и старинные композиции. И чтобы их найти, мы устраиваем творческие экспедиции. Когда едем на гастроли, просим организаторов свозить нас в ближайшую деревню, например. Там общаемся с местными жителями, бабушками. Сколько всего они знают! Они несут в себе культуру и помнят совершенно невероятные вещи! Иногда они сами приходят к нам на концерты, и я с удовольствием общаюсь с ними. Именно таким образом ко мне пришла песня «Сказания о Варваре», которой более 300 лет! В этой композиции можно услышать традиционный этнический распев, издревле известный в Смоленской области со времен Александра III, на который положено старинное духовное сказание.

Затем начинается длительный процесс работы — «адаптация» песни. Ведь старинные композиции -с каким-то местным говором, словами, непонятными современному человеку. И чтобы зритель воспринял песню, понял ее, мы ее немного переделываем — адаптируем окончания, суффиксы. Иногда приходится сокращать, что тоже непросто. А дальше уже работаем над аранжировкой. А затем – репетиции. Я по природе визуалист и перфекционист. Для меня важно, чтобы все было красивым – и музыка, и костюмы. Все до мелочей. И прежде чем представить что-то новое зрителю, проходит много месяцев работы, сотни репетиций, и любую импровизацию на концерте я продумаю до мельчайших деталей. Мои концерты проходят исключительно вживую, с музыкантами. По-другому я просто не выйду на сцену. Я не могу себе позволить обманывать зрителя.

Вы говорили о встречах с малыми народами. Можете рассказать подробнее?

С удовольствием. Когда встречаешь их, даже не верится, что ты живешь в таком современном мире, кажется, что ты где-то в прошлом. На Сахалине, например, мы встретили нивхов. Это коренные жители острова, и на планете их осталось меньше 5 тысяч. Они исполнили для нас несколько песен на своем языке, провели несколько традиционных обрядов. Пока я не перенесла это в свое творчество, это во мне еще вызревает. Очень люблю Сахалин, Хабаровский край, Якутию, Хакасию, Нарьян-Мар. Это очень самобытные города. Я объездила весь русский Север. Культура каждого из них – богатейший, самобытный пласт общероссийской культуры. И очень печально, что это забывается. Моя задача – возродить их, показать зрителю. Я стараюсь показать на сцене не просто песню, а настроение и традиции народов и региона, которым она принадлежит. Ансамбль «Чукотка», к примеру, принимал участие в записи альбома «Грезы» и в моей концертной программе «Истоки». Это уникальные и совершенно невероятные музыканты, танцоры. Среди них есть настоящие шаманы. И я поражаюсь, насколько они верны своим традициям. Когда они приехали в Москву, я пригласила их остановится в моем доме. Они отказались, и за считанные минуты поставили возле дома ярангу – их традиционное жилище. Там они и жили. Поверьте, невероятное ощущение, когда ты в Москве сидишь в яранге с шаманами, смотришь их обряды, а потом пьешь чай с морошкой из деревянных, вырезанных вручную чашек….

В прошлом году вы выпустили альбом «Лён», состоящий из старинных русских песен. Насколько удачным он получился?

Очень удачным! Во многом он был выпущен благодаря поклонникам и зрителям — на концертах я обращаю внимание на то, как воспринимается та или иная песня, и заметила, что русские песни нашему зрителю ближе. Именно на концертах я понимаю, чего хотят люди, и в каждом регионе они разные – как по характеру, так и восприятию песен. Но одно в последнее время стало общим – их интерес к русской культуре и русской песне. Не знаю, с чем это связано. Может быть с тем, что меняется эпоха, или с политической ситуацией в мире. Но заметила одно – с определенного времени русские песни стали находить больший отклик. Частично это от того, что людям надоели примитивные тексты, мелодии, которых очень много.

«Лён» — это акустический альбом из 12 композиций, в котором представлены как известные песни, так и старинные, которые мы решили воссоздать. Все они переработаны в совершенно новой интерпретации и переведены на современный язык. С певицей Мариной Девятовой у нас есть совместная концертная программа «Два пути», которая также имеет большой успех. Мы обе работаем в «русском» направлении, но мы пошли по этому пути по-разному, и по-разному видим русскую песню. Мы объединились для того, чтобы зрители посмотрели на нашу культуру с разных углов. Мы дали уже несколько концертов, и каждый прошел с аншлагами.

Новый клип «Ах, душа», представленный совсем недавно, снят в цыганском стиле. Он тоже вам близок?

Конечно! Джипси – это тоже этно. Цыгане – очень интересный народ. У них интересная жизнь, потрясающие песни, невероятная внутренняя сила, любовь к природе и воле. Это тоже пласт культуры, очень древний и самобытный.

В каждой песен артист что-то доносит слушателю. Что вы хотите донести до слушателей своим творчеством?

Прежде всего, интерес к традициям, культуре, истории. В сегодняшнем мире хочется больше позитива, человеческого отношения, глубины души, любви и верной, качественной, красивой, доброй музыки.

Вы коллекционируете редкие и старинные музыкальные инструменты. Вы их тоже используете в работе?

Обязательно! Будет предательством прятать их и не пользоваться по назначению. Я находила экземпляры во время путешествий, гастролей, дарили друзья, поклонники. Главная их ценность — они дают то самое особенное музыкальное звучание, мое звучание.

 

Можете рассказать, что есть в вашей коллекции?

Колесная лира, например, армянский дудук, от которого у меня мороз по коже, балканская гайда, калюка, варган. Недавно мне подарили раритетную свирель.

Помимо музыки вы много внимания уделяете костюмам. Насколько этот момент для вас важен?

Очень важен! Я тщательно продумываю концертные наряды, и сама принимаю участие в их разработке. Для меня важно, чтобы костюм дополнял мою музыку, был ее продолжением. Я задаю тон общей концепции, стилю, привношу свое видение. А дизайнеры уже воплощают в жизнь. Много концертных нарядов от дизайнера Елены Шииловой. Мы познакомились несколько лет назад и у нас сложились очень хорошие отношения. Прошлой весной на неделе моды в Москве мы с ней даже представили совместную коллекцию одежды под названием «Возвращение к истокам». Это был очень интересный опыт для меня. Вся коллекция выполнена в стилистике русского севера и этники. Я в этом проекте была идейным вдохновителем и задала направление, стилистику, а с помощью профессионализма Елены все это воплотилось. Коллекция имела большой успех. И в первую очередь потому, что она носибельная – в ней представлены платья, брюки, жилетки, блузы, пальто с очень красивыми принтами — красками дикого леса, флористикой, аппликациями в виде животных. Я и сама с большим удовольствием все это ношу.

Кто еще из модельеров вам близок?

Я питаю слабость к итальянским дизайнерам. Одна из моих любимых марок — Chanel. Карл Лагерфельд для меня — вне конкуренции. Мне очень импонирует, что в последнее время он делает по-настоящему историческую моду. Очень нравится его коллекция для Chanel «Париж-Даллас», была буквально влюблена в коллекцию «Париж-Эдинбург». Сейчас много достойных дизайнеров, и среди русских тоже. И меня радует, что очень многие из них при создании коллекций прибегают к истории.

Дайте свое напутствие читателям — как следовать за своей мечтой и ни в коем случае не останавливаться?

Вера должна быть в то, что ты делаешь, и любовь. Без преданности своему делу не обойтись. Иначе ты свернешь с пути при первой неудаче. Талант, конечно же, и мудрость, чтобы идти правильно, делать правильные шаги. Иначе можно разбрасываться и так ничего не добиться. Характер и целеустремленность должны присутствовать. Все это важно. Нужно четко понимать, чего ты хочешь, и составить план. Тогда есть понимание, что делать и как делать. Всегда проще действовать, когда ты видишь картину в целом.

Трудолюбие и упорство. Нужно любить и уметь много трудиться. Под лежачий камень вода не течет – я так всегда говорю. Важно быть при этом «гибким». И когда не получается таким образом, быстро найти другой вариант. Дорога к успеху – она тернистая, сложная, порой необходимо очень быстро принять важное и правильное решение. Успех любит смелых и трудолюбивых! Вставая с утра, каждый день спрашивайте себя: «Что я могу сегодня сделать для своей мечты?». А лучше делать это вечером, чтобы в голове уже была задача на предстоящий день.


Фото: личный архив певицы Варвары.

Parter.ru